Эргономическая оценка качества промышленных изделий

Контроль за соблюдением эргономических требований, фиксируемых в стандарте, предполагает наличие соответствующих методик оценки. Определение номенклатуры эргономических показателей является исходным пунктом процедуры оценки, и ошибочное решение на этом, в основном «качественном», а не «количественном» этапе может привести к ошибочной оценке изделия в целом.

Дальнейшие процедуры, связанные с оценкой — установлением индивидуальных значений показателей, коэффициентов их весомости и т. д., уже не смогут предотвратить ошибку, обусловленную неправильным выбором и использованием самих показателей.

В Советском Союзе разработаны единые нормативные документы, позволяющие упорядочить использование терминов и показателей в области эргономической оценки качества продукции в других государственных и отраслевых стандартах, в межотраслевых методиках, в научной литературе и технической документации и сформулировать единый подход к определению номенклатуры эргономических показателей.

Такими документами являются ГОСТ 16035-70 «Качество продукции. Общие эргономические показатели. Термины» и ГОСТ 16456-70 «Качество продукции. Эргономические показатели. Номенклатура».

ГОСТ 16035-70 дает определение эргономических показателей качества, исходя из понятия «показатель качества», сформулированного в ГОСТе 15467-70 «Качество продукции.

Термины: «Показатель качества — количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления».

Показатели качества количественно характеризуют степень пригодности изделия для удовлетворения определенных потребностей, и их номенклатура должна определяться функциональным назначением изделия.

Эргономические показатели качества, разработанные в рамках коррективного направления развития эргономики, делятся следующим образом:

  • гигиенические,
  • антропометрические,
  • физиологические,
  • психофизиологические,
  • психологические.

Указанные виды эргономических показателей делятся, в свою очередь, на единичные эргономические показатели.

Последовательность построения групп эргономических требований и показателей качества обусловливается проявлением функциональных особенностей человека в трудовых процессах. Еще до начала выполнения работы необходимо обеспечить, а затем и поддерживать в течение всего трудового процесса жизнедеятельность работающего человека.

Эту область и охватывают гигиенические требования и гигиенические показатели качества. Начальным этапом конкретного вида трудовой деятельности человека является принятие рабочей позы с соответствующим контактом тела человека с сиденьями, органами управления и т. п.

Здесь вступают в действие антропометрические требования и антропометрические показатели качества. Сам процесс трудовой деятельности включает в себя эффективное функционирование организма человека на физиологическом и психофизиологическом уровнях, описываемых физиологическими и психофизиологическими требованиями и показателями.

Наконец, следует психологический, «информационный» уровень взаимодействия человека и изделия, основанный на использовании навыков и возможностей восприятия и переработки информации человеком.

Рассматриваемые стандарты — первые государственные стандарты по эргономической оценке качества продукции. Дальнейшее развитие исследований в этом направлении предполагает разработку стандартного метода комплексной количественной эргономической оценки качества промышленной продукции.

Сложился ряд оценочных процедур, в которых оценка выражается в количественной или в качественной форме и может быть как объективной, так и субъективной. Одним из количественных методов эргономической оценки является экспертный (балльный) метод, в котором группа специалистов-экспертов на основании собственного опыта выносит суждение о качестве изделия в баллах.

Изделие может оцениваться как по отдельным показателям, так и комплексно. Несмотря на выражение результатов в количественной форме, оценка по этой методике носит субъективный характер, так как объективно не установлено однозначного соответствия между свойствами изделия и характеризующими их числовыми шкалами.

Наряду с этим пользуются и аппаратурными способами оценки, что обеспечивает объективность оценки изделий. Экспериментальный метод оценки дает более надежные результаты, но требует специальной, зачастую очень сложной аппаратуры, обученного персонала и занимает много времени.

В результате экспериментальной оценки можно упорядочить объекты в отношении некоторых определенных свойств, т. е. ввести так называемую шкалу порядка, числовая система которой изоморфна рассматриваемым свойствам объекта, что предварительно должно быть доказано по результатам экспериментов.

По шкале порядка нельзя определить, на сколько или во сколько раз лучше или хуже в целом одно изделие, чем другое, если применять упомянутую выше экспериментальную методику оценки. Необходимо разработать новую процедуру, позволяющую количественно определить разницу в качестве сравниваемых изделий, и построить шкалу интервалов (или шкалу отношений), изоморфную изучаемым свойствам изделий.

Помимо рассмотренных методов оценки существуют методы, комбинирующие аппаратурные испытания с анализом уровня качества изделий, основанным на использовании справочных данных по эргономике, контрольных листов с перечнем оптимальных значений параметров конструкции.

Эти методы позволяют оценивать готовые изделия и их элементы, проекты, макеты и опытные образцы. Во всех этих случаях параметры изделия оцениваются как удовлетворительные с точки зрения требований эргономики, если они укладываются в промежуток между верхним и нижним допустимыми значениями, указанными в справочном материале.

Чаще всего подобная оценка имеет качественный характер, даже если и основывается на отдельных аппаратурных измерениях. Но бывает и так, что по ряду отдельных критериев, например по числу ошибок или времени выполнения операций человеком, можно получить сравнительные данные в количественной форме.

Наибольшие сложности оценки связаны с выбором адекватного критерия. Даже в рамках лабораторного эксперимента часто бывает затруднительно соотнести отдельные критерии между собой и представить целостную картину взаимодействия испытуемого и изделия с учетом многочисленных факторов, действующих в лабораторной ситуации.

Трудности решения проблемы эргономической оценки качества изделий обусловливает, в свою очередь, сложности стандартизации эргономических требований и показателей, так как при включении их в стандарты необходимо учитывать наличие уже имеющихся методик оценки и возможность разработки новых.

Недостаточный учет этого обстоятельства может. Привести к значительному снижению эффективности стандартизации эргономических требований и показателей.

Специфика эргономической оценки заключается в том, что ее предметом являются те аспекты технических средств, которые обеспечивают их функционирование как орудий трудовой деятельности. Указанный подход получает все большее распространение.

В этой связи представляет интерес «Руководство по эргономическим испытаниям и оценке специальной техники» [34], о котором сообщалось на VI конгрессе Международной эргономической ассоциации (Вашингтон, 1976). Руководство ориентировано на оценку того, что делает с данным видом техники человек и при каких условиях.

При эргономической оценке исходят из того, что по некоторым параметрам конструкции пытаются предсказать эффективность деятельности человека и системы ЧМС в целом. Процесс непосредственного проектирования изделий на любом этапе должен заканчиваться эргономической оценкой результатов проектирования.

В соответствии с результатами оценки продукт проектирования улучшается, корректируется, пока не будет обеспечен оптимальный вариант, т. е. цикл «проектирование — оценка» носит итеративный характер.

Таким образом, непосредственная процедура проектирования и процедура оценки ее результатов являются двумя сторонами единой деятельности по проектированию изделия, где оценка служит как-бы звеном обратной связи, которое дает представление о результатах непосредственной проектировочной деятельности. С 1974 г. эргономическая оценка изделия является обязательным элементом технического предложения эскизного и технического проектов (ГОСТы 2. 118—73; 2. 119—73; 2. 120—73).

Эргономическая экспертиза технических заданий, технических предложений, эскизных и технических проектов, опытных и серийных образцов машин и промышленных изделий включает следующие этапы: обследование, анализ, испытания и аттестацию.

Заключительным этапом экспертизы является эргономическая аттестация, включающая комплексную оценку эргономической системы «человек—машина—среда» в соответствии со значениями показателей, полученных на предыдущих этапах, а также оценку экономической целесообразности и технической реализуемости разработанных рекомендаций по устранению обнаруженных недостатков.

Для успешного решения задач эргономической оценки качества изделий необходима дальнейшая углубленная проработка ряда проблем, к которым относятся:

  • квалификация и шкалирование качественных эргономических свойств, не имеющих физической меры;
  • установление коэффициентов значимости отдельных эргономических показателей;
  • нахождение способов соотнесения эргономических показателей разных модальностей и выражения их в едином обобщенном эргономическом критерии качества;
  • установление принципов выбора эргономических критериев оценки качества изделий;
  • установление принципов выбора номенклатуры эргономических -показателей;
  • разработка системы терминов и понятий, используемых в процедуре эргономической оценки.

Эргономика находит в стандартизации эффективное средство управления проектированием и созданием техники и условий ее функционирования с тем, чтобы они обеспечивали высокую эффективность деятельности человека и одновременно способствовали его всестороннему развитию, обеспечивали комфорт и безопасность человеку, сохраняли его здоровье и работоспособность.

Вместе с тем не следует преувеличивать возможности стандартизации в области эргономики, особенно в отношении организации деятельности. Стремление унифицировать приемы и способы работы содержит в себе серьезные опасности.

Становится общепризнанным, что стандартизация в руках умных и думающих проектировщиков сулит большие результаты. Проектировщики оборудования, среды и систем должны научиться соединять стандарты с эргономическим пониманием ситуаций, с которыми они имеют дело.

Стандартизация упрощает их работу в том случае, если они разбираются в вопросах, относящихся к взаимодействию внутри системы «человек—оборудование — среда» [33].

Стандартизация эргономических норм и требований, ставшая возможной на основе достигнутого уровня развития эргономических знаний, выявила целый ряд сложных и нерешенных проблем данной научной дисциплины.

Дальнейшее развитие работ в этом направлении возможно лишь при углубленной разработке теоретических и методических проблем эргономики, многие из которых тесно связаны с кардинальными проблемами наук о человеке и его деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)